Совместный проект
Технотренды
Всё как сервис: настоящее и будущее рынка ИТ-услуг

Компания «АйТеко» сохранила позиции ведущего игрока рынка ИТ, по финансовым показателям фактически войдя в пятерку крупнейших поставщиков ИТ-услуг в России 2018 в рейтинге CNews.

ИТ-услуги – второй по величине сегмент мирового ИТ-рынка. Аналитики Gartner оценили его объем в 2017 г. в $931 млрд, в 2018 г. ожидают роста на 5,9% до $987 млрд, а в 2019 г. – еще на 4,7%, до $1,034 трлн.

Обзор CNews посвящен ситуации в крупнейшем сегменте отечественного ИТ-рынка, который, по данным агентства IDC, в 2017 году продемонстрировал темпы роста в 20,7% в долларах и 5,1% в рублях. Эксперты отрасли говорят о реальном росте в 15-25% в национальной валюте.

Cо ссылкой на первую часть ежегодного исследования российского рынка ИТ-услуг Russia IT Services Market 2018–2022 Forecast and 2017 Analysis компании IDC, в обзоре говорится о ключевых тенденциях и специфике развития отечественного рынка ИТ-услуг. Выручка 40 крупнейших сервис-провайдеров в 2017 году в этом направлении превысила 285 млрд рублей.

Аналитики отмечают, что наиболее высокие темпы роста демонстрируют сегменты хостинга, обслуживания и администрирования ПО. Развитие мобильных технологий, систем аналитики, интернета вещей и искусственного интеллекта способствует росту спроса на услуги по обеспечению информационной безопасности, консалтинга и кастомизации ПО.

Отмечается и ситуативное влияние: так, на доходы лидеров рейтинговой таблицы повлиял Чемпионат мира по футболу FIFA в России 2018, потребовавший масштабного внедрения различных ИТ-сервисов и услуг.

Сегмент ИТ-услуг – наиболее устойчивая и стабильно растущая часть рынка. Евгений Щепилов, управляющий директор компании «Сервионика» (ГК «АйТеко»), объясняет этот факт тем, что сегодня в формате сервиса может быть реализовано всё: от аренды оборудования и вычислительных ресурсов до предоставления и поддержки ПО.

В качестве примера эксперт приводит офисную печать: парк печатных устройств в крупных компаниях может составлять тысячи устройств разных марок – это огромный и зачастую непредсказуемый объем затрат на их закупку, обслуживание, снабжение расходными материалами. Передача офисной печати на аутсорсинг позволяет заказчикам перейти от огромного объема операционной работы к управлению результатом в соответствии со своими целями.

Оценка аналитиков характеризует российский ИТ-аусорсинг как зрелый рынок, на котором у заказчиков сформировалось четкое понимание собственных потребностей в сервисах, а у компаний адекватное конкретному запросу предложение. Количество провайдеров ИТ-услуг позволяет найти исполнителя под задачу любого уровня сложности.

Перевод ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг – оправданный шаг для компаний различных отраслей и индустрий, позволяющих оптимизировать издержки на управление и эксплуатацию и перенаправить высвободившийся ресурс на развитие и совершенствование в приоритетных областях. Подобную стратегию все чаще выбирают крупные корпорации, федеральные торговые сети и государственные ведомства.

Евгений Щепилов: «Сегодня добиться успеха на высококонкурентном рынке, например, в ритейле или банковском секторе, можно, только развивая бизнес опережающими темпами: быстрее выходя в новые регионы, создавая новые услуги и продукты более оперативно, чем конкуренты. Все это требует предельной концентрации на бизнес-задачах и очень надежной ИТ-основы».

Конкуренцию между участниками рынка и инсорсинговыми подразделениями заказчиков многие отраслевые эксперты называют среди ключевых факторов, определяющих актуальную ситуацию в сегменте ИТ-услуг.

Евгений Щепилов: «Здесь возможны две стратегии – сотрудничество с профессиональными крупными сервис-провайдерами и развитие инсорсинговых подразделений. Второй путь требует значительных инвестиций в собственный персонал, его подбор, развитие и обучение, особенно в регионах. Поэтому сотрудничество с крупными сервис-провайдерами становится актуальным для многих крупных банков и торговых сетей, работающих на федеральном уровне».

Рынок постепенно переходит от стадии формирования активного интереса и потребности в цифровизации бизнеса к конкретным шагам в этом направлении, что вкупе с государственной программой развития цифровой экономики и появлением новых цифровых услуг в будущем станет главным драйвером роста рынка ИТ-аутсорсинга.

Его развитие в перспективе также будут определять и ключевые технотренды: большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, блокчейн, квантовые технологии, робототехника, сенсорика, промышленный интернет вещей и технологии беспроводной связи.

Потенциал для роста эксперты видят и в программных документах, определяющих направления цифровой трансформации государства. Государственная ИТ-инфраструктура в ближайшей перспективе будет перестраиваться в некое кросс-платформенное решение.

Такая перестройка базовых принципов оказания услуг потребует передачи части функций сервис-провайдерам и привлечения высококлассных специалистов из сфер ИТ-консалтинга и системной интеграции.

Развитие отрасли будет происходить под сильным влиянием ориентации на российского производителя. Взятый курс на импортозамещение будет способствовать появлению отечественных решений, способных составить реальную конкуренцию зарубежным аналогам. В условиях стагнации классической системной интеграции подобная трансформация поможет компаниям получить новый значимый источник дохода.

Сегодня у российских заказчиков есть потребность в продуктах для автоматизации производств управления жизненным циклом, мобильных и фронтальных системах, прикладных решениях по модели SaaS, поддержке проектирования инфраструктуры. Эти решения могут стать основой роста выхода российских ИТ-компаний на международный рынок.

Евгений Щепилов: «ИТ-сервисные компании накопили достаточный опыт создания готовых конкурентоспособных продуктов и сервисов, которые могут быть интересны и на внутреннем, и на внешнем рынке».

Поделитесь:

Еще про Технотренды

6
Высокозащищенная облачная платформа РУСТЭК. Сделано в АЙТЕКО. Сертифицировано ФСТЭК
Читать
5
Аналитика Brand Analytics в группе публичных коммуникаций Yota
Читать