Совместный проект
Интеллектуальная инфраструктура
Управление жизненным циклом систем в ИТ-инфраструктуре

О применении систем автоматизации и централизованного управления жизненным циклом Linux-систем в инфраструктуре организаций рассказывает Дмитрий Варенов, начальник отдела программных решений компании «АйТеко»

ИТ-технологии прочно вошли в нашу жизнь как на уровне обывателя, смотрящего дома по вечерам сериалы из стримингового сервиса, так и бизнеса. Все более возрастающие объемы обрабатываемых и хранимых бизнес-данных ведут к росту требований к надежности, отказоустойчивости и производительности ключевых сервисов компании и обеспечивающей их работу ИТ-инфраструктуры предприятия.

Корпоративные данные несут характер коммерческой и/или технической тайны. Их утрата может означать для компании как серьезные финансовые потери, так и полный крах бизнеса. Соответственно, они должны быть защищены все более изощренными элементами обеспечения информационной безопасности.

В то же время большинство компаний стараются максимально сократить издержки на техническую поддержку и модернизацию инфраструктуры. Это приводит к необходимости постоянной адаптации ИТ-инфраструктуры к изменяющимся потребностям бизнеса, функционированию mission-critical приложений и регламентам информационной безопасности, с каждым годом усложняя управление и планирование дальнейшего развития.

С появлением на рынке коммерческой виртуализации от VMware и более поздних облачных сервисов стала возможной консолидация серверных ресурсов, вследствие чего резко возросло количество администрируемых сущностей: к серверам добавились виртуальные машины, размещенные на локальных гипервизорах и облачном хостинге.

В условиях быстрого роста инфраструктуры, виртуализации и «сплошной облачности» компании не всегда успевают с корректировками и приведением в соответствие регламентов администрирования, что ведет к возрастанию нагрузок на системных администраторов. Поскольку большинство операций так или иначе приходится проводить вручную, повышаются риски человеческого фактора с вероятностью допустить ошибку.

Когда же опыт группы администрирования позволяет использовать автоматизацию хотя бы для локальных задач, появляется огромное количество нигде не учтенных скриптов, корректность работы и безопасность использования которых довольно сомнительна и может нарушить существующие регламенты информационной безопасности.

Многим крупным компаниям приходится проводить ежегодный плановый аудит инфраструктуры с целью сбора корректных данных, не имея альтернативных вариантов поддержания актуальной информации и полноценной картины текущей ситуации. Рассмотрим типовые ситуации.

В компаниях с наследуемым аппаратным и программным обеспечением по мере их роста и поглощения более мелких участников рынка персонал получает в свое управление аппаратное и ПО поглощенных. Поскольку они зачастую резко отличаются от инфраструктуры головной компании, возникают проблемы сосуществования и интеграции дополнительных сервисов и решений в общую инфраструктуру и процесс администрирования. При этом наследуемая инфраструктура может не соответствовать имеющимся корпоративным регламентам.

В инфраструктурах компаний с гео-распределенной офисной структурой и единым ЦОД, которые взяли курс на централизованный подход хостинга бизнес-критичных сервисов и приложений и централизацию хранимых данных, число серверов, обеспечивающих достаточный уровень производительности и отказоустойчивости, может превышать 500 машин.

Как показывает практика, заказчик предпочитает расширение группы системных администраторов покупке и внедрению систем автоматизации – как более знакомый путь развития. В итоге обслуживание такой инфраструктуры превращается в сложный бюрократический процесс согласования действий на определенных серверах с учетом интересов различных служб. Всё это приводит к появлению планов-графиков работ, согласуемых всеми участниками процесса внесения изменений и, как следствие, к перманентно возрастающей сложности и бюрократизации процесса администрирования.

В компаниях с децентрализованной инфраструктурой и обширной офисной сетью каждый из региональных филиалов самостоятельно поддерживает сервисы для обеспечения бизнес-деятельности, а команды ИТ-специалистов строят локальную инфраструктуру на основе собственных знаний, предпочитаемых продуктов и видения текущей ситуации без учета или за отсутствием данных о подобных инфраструктурах в других офисах организации. В итоге появляется нескольких типов систем виртуализации, огромного количества вариаций серверных операционных систем и системного ПО.

Для устранения подобных проблем вне зависимости от типа используемых заказчиками инфраструктур в «АйТеко» сформирован отдельный продуктовый портфель решений централизованного управления жизненным циклом систем, в который входят проприетарные решения производителей, решения на базе свободного программного обеспечения и ряд продуктов собственной разработки.

Их назначение и функциональные возможности:

  • Инвентаризация аппаратного и используемого на нем программного обеспечения.
  • Автоматизация процесса ввода новых серверов в эксплуатацию и создания виртуальных машин, включая автоматизацию установки операционной системы, прикладного и системного ПО.
  • Автоматизация обновления ПО и/или его настроек централизованно для одного или нескольких серверов и работа серверов по какому-либо признаку (например, баз данных) на различных площадках.
  • Делегирование полномочий на управление отдельными группами серверов конкретным администраторам с разработкой ролевой модели, при которой администраторы филиалов могут вносить отдельные изменения в прикладное ПО, но не могут работать на уровне системы.
  • Централизованное управление виртуальными машинами независимо от типов и числа используемых гипервизоров.
  • Автоматизация администрирования систем в изолированных сетевых сегментах и закрытых контурах.
  • Автоматизация рутинных задач администрирования.

Обеспечивающие этот функционал программные продукты обладают интуитивно понятным русифицированным веб-интерфейсом пользователя. Однако иногда со стороны системных администраторов проявляется неуверенность в действенности таких решений, которые ими воспринимаются как очередная полумера и необходимость внедрения дополнительного инструмента управления к уже существующим в инфраструктуре. В этих случаях наши специалисты всегда готовы предложить полноценную техническую демонстрацию решения с имитацией части инфраструктуры компании заказчика с последующим предоставлением удаленного доступа до тестового стенда.

Решения по централизованному управлению жизненным циклом систем направлены на повышение надежности и отказоустойчивости сервисов, упрощение администрирования и процесса развития инфраструктуры, планирование использования ресурсов и их квотирования, повышение прозрачности процессов при их соответствии регламентам информационной безопасности. Всё это является неотъемлемой частью интеллектуальной инфраструктуры.

С экономической точки зрения внедрение этих систем позволит разрабатывать планы развития с учетом прогноза роста бизнес-процессов, сокращая расходы на сопровождение и техническую поддержку текущей инфраструктуры.

Поделитесь:

Еще про Интеллектуальную инфраструктуру

4
«Умная» автоматизация в масштабах мегаполиса

Какие «урбанистические» технологии сегодня востребованы; какие элементы smart city внедряются, делая жизнь горожан удобнее, безопаснее и комфортнее; как создается новая философия совместного – на основе полноправного партнерства власти и населения – управления городами? Поговорим о роли ИТ в развитии городской среды, проектировании и эксплуатации городских объектов, включая транспорт, логистику, экологию и общественную безопасность.

Читать
2
Умный офис: как будем работать в эпоху интеллектуальной инфраструктуры

Если очевидная цель создания «умного дома» – обеспечение бытового комфорта и интеграции с различными развлекательными медиа-устройствами, то какую цель преследует офисная автоматизация? Что представляет собой автоматизированный смарт-офис, разбираемся с экспертом месяца Дмитрием Вареновым, начальником отдела программных решений компании «АйТеко».

Читать
Фокус
следующего месяца
Аналитика больших данных
Эксперт темы
Алексей Заславский
Директор департамента систем управления информационными сервисами «Витте Консалтинг» (ГК «АйТеко»)