Совместный проект
Дизайн-мышление
Основные сферы стратегии цифровой трансформации. Инновации

Экспертным материалом директора по развитию бизнеса компании «Витте Консалтинг» Ильи Хаета об инновациях мы завершаем серию статей о ключевых сферах стратегии цифровой трансформации.

Раньше испытания продуктов в рыночных условиях обходились слишком дорого, и большинство решений, связанных с инновациями, принималось на основе анализа имеющихся данных и интуиции менеджеров. Главным приоритетом было создание законченного продукта, цена ошибки слишком высока, поэтому важно было избегать рисков.

Цифровые технологии значительно ускорили, удешевили и упростили процесс испытания новых концепций, и теперь возможен такой подход к инновационному процессу, как постоянное получение новой информации с помощью экспериментов. Сбор обратной связи можно начинать одновременно с началом процесса разработки и не прекращать его даже после выпуска продукта.

Новая модель разработки предполагает выпуск продукта с минимальной функциональностью и расширение функциональности в ходе дальнейшей разработки и испытаний новых концепций. Это позволяет учитывать отзывы пользователей в процессе принятия решений. Использование такой модели экономит время, уменьшает стоимость ошибочных решений и позволяет накапливать опыт.


Экспериментальные инновации
 

Можно сказать, что инновация – это внесение любых изменений в продукты, услуги или бизнес-процессы, которые добавляют им ценность. Эти изменения могут иметь различный масштаб: от поэтапных улучшений до создания чего-то абсолютно нового. По определению Скотта Энтони (Scott Anthony), инновации – это отнюдь не только «большие взрывы»: к ним относятся все новинки, которые имеют ценность.

Процесс инновации, который используют предприятия цифрового века, отличается от традиционного: он основан на постоянном экспериментировании и получении новых знаний. Новый подход сначала определяет нужную задачу, а затем разрабатывает различные возможные решения путем постоянных экспериментов. Он рассчитан на получение прототипов с минимальной функциональностью и последующую итеративную доработку решения – именно так работают многочисленные компании-стартапы Кремниевой долины.

На каждом этапе происходит испытание различных предположений и принятие решений на фоне обратной связи от рынка и клиентов. Для успеха необходимо ставить правильные задачи. Цифровые технологии облегчают испытание новых идей, а подход к инновациям значительно снижает затратность и риск продвижения этих идей на рынок. Кроме того, он приумножает объем знаний, который создается внутри организации.

Фактически в организации нужно создать постоянно действующую практику быстрого проведения множества экспериментов с извлечением из них нового знания.

Дизайн-мышление – обязательный компаньон экспериментальных инноваций

Для реализации практики экспериментальных инноваций Дэвид Роджерс в практическом пособии «Цифровая трансформация» рекомендует использовать конвергентный и дивергентный методы проведения экспериментов, определяя семь принципов экспериментального процесса.

Однако важны не только эксперименты и правильные методы их проведения. Основная задача экспериментального подхода к инновациям – не сам поиск решения или продукта, а обучение: получение знаний о потребителях, рынке и возможных вариантах действия, которые впоследствии приведут к правильному решению. Этот принцип созвучен принципиальному подходу дизайн-мышления – ориентированию на потребности клиента.

Когда компания применяет экспериментальный подход к инновациям, она не старается избегать неправильных решений, а как можно быстрее (и дешевле) испытывает множество различных идей, чтобы узнать, какие из них работают. Это еще один принцип, имеющийся в дизайн-мышлении: экспериментируй быстро и ошибайся дешево. Более того, многие методы конвергентных экспериментов используются и в дизайн-мышлении.

Созвучность принципиальных подходов экспериментальных инноваций и дизайн-мышления позволяет эффективно дополнять друг друга. Например, для определения гипотез для экспериментов можно провести глубинные интервью и их анализ с помощью карт эмпатии и Customer journey map из арсенала дизайн-мышления.

Типовые сервисы

Методы дизайн-мышления можно использовать как универсальный инструмент для широкого спектра задач цифровой трансформации. Некоторые из них мы считаем особенно важными:

Образ системы инноваций/системы управления организационными изменениями

Мы считаем, что успех цифровой трансформации во многом зависит от готовности организации к такого рода преобразованиям, от способности их выполнить. Система управления организационными преобразованиями в этом случае приобретает особую роль. Её создание – нешаблонная задача.

Определить образ системы помогает сессия дизайн-мышления, в ходе которой определяются основные потребители системы, их явные и неявные потребности при реализации цифровой трансформации, функции системы и принципы работы. Приятые решения и идеи прототипируются и тестируются. Сессия дизайн-мышления может быть проведена как для всей системы управления организационными преобразованиями, так и для её отдельных компонент – системы инноваций, системы управления проектами.

Проектный офис для цифровой трансформации

Этот сервис аналогичен предыдущему, но направлен на формирование видения именно задач управления проектами и изменениями. Основная задача – определить действенную для конкретной организации смесь традиционных и новых методов управления проектами, в том числе инновационными, принципы взаимодействия участников цифровой трансформации, подходы к оценке и применению получаемых результатов.

HR для цифровой трансформации

Никто не умаляет роль кадровой службы в реализации цифровой трансформации. Более того, трансформация самой службы стала стандартным решением. Появился даже специальный термин – Smart HR. Однако за «умностью» такой кадровой службы зачастую стоит просто бОльшая эффективность в решении в общем-то стандартных задач. В интересах цифровой трансформации предприятия необходимо нечто иное. В зависимости от поставленной задачи дизайн-мышление может определить образ будущего HR, выявить болевые точки и варианты их устранения, оптимизировать отдельные функции (к примеру, мотивацию персонала, обеспечение готовности сотрудников компании к преобразованию).

Одним из действенных инструментов дизайн-мышления в этих сервисах является Employee journey map (EJM) – визуальный инструмент анализа «жизни сотрудника» внутри организации. Результатами применения дизайн-мышления могут быть выработанные решения и оттестированные концепты, а также внедренные в постоянную практику инструменты.

Этой публикацией мы завершаем серию экспертных материалов, посвященных основным сферам стратегии цифровой трансформации, которые мы последовательно раскрыли в статьях о методах и этапах дизайн-мышления, ценностях, потребителях, конкуренции, цифровых прототипах, данных и инновациях, а также в инфографиках о фреймворке цифровой трансформации и Бюро дизайн-мышления "Витте Консалтинг".

Приятного и полезного чтения!

Поделитесь:

Еще про Дизайн-мышление

7
Основные сферы стратегии цифровой трансформации. Ценности

Дэвид Роджерс в практическом пособии «Цифровая трансформация» в числе основных сфер стратегии выделяет «ценности». По мнению автора, цифровая революция заставляет нас пересмотреть взгляды на то, что именно представляет собой ценность для потребителей. Эксперт компании «Витте Консалтинг» Илья Хает развивает эту тему.

Читать
2
Найдется всё: интеллектуальный поиск во всех корпоративных источниках

Потребность в эффективных инструментах поиска информации в корпоративной среде растет вслед за объемами накапливаемых бизнесом данных. На сегодня среднестатистический офисный сотрудник тратит до трети рабочего времени на поиск информации, вынужденно взаимодействуя с несколькими корпоративными системами и неструктурированными источниками.

Читать