Совместный проект
Дизайн-мышление
Основные сферы стратегии цифровой трансформации. Инновации

Экспертным материалом директора по развитию бизнеса компании «Витте Консалтинг» Ильи Хаета об инновациях мы завершаем серию статей о ключевых сферах стратегии цифровой трансформации.

Раньше испытания продуктов в рыночных условиях обходились слишком дорого, и большинство решений, связанных с инновациями, принималось на основе анализа имеющихся данных и интуиции менеджеров. Главным приоритетом было создание законченного продукта, цена ошибки слишком высока, поэтому важно было избегать рисков.

Цифровые технологии значительно ускорили, удешевили и упростили процесс испытания новых концепций, и теперь возможен такой подход к инновационному процессу, как постоянное получение новой информации с помощью экспериментов. Сбор обратной связи можно начинать одновременно с началом процесса разработки и не прекращать его даже после выпуска продукта.

Новая модель разработки предполагает выпуск продукта с минимальной функциональностью и расширение функциональности в ходе дальнейшей разработки и испытаний новых концепций. Это позволяет учитывать отзывы пользователей в процессе принятия решений. Использование такой модели экономит время, уменьшает стоимость ошибочных решений и позволяет накапливать опыт.


Экспериментальные инновации
 

Можно сказать, что инновация – это внесение любых изменений в продукты, услуги или бизнес-процессы, которые добавляют им ценность. Эти изменения могут иметь различный масштаб: от поэтапных улучшений до создания чего-то абсолютно нового. По определению Скотта Энтони (Scott Anthony), инновации – это отнюдь не только «большие взрывы»: к ним относятся все новинки, которые имеют ценность.

Процесс инновации, который используют предприятия цифрового века, отличается от традиционного: он основан на постоянном экспериментировании и получении новых знаний. Новый подход сначала определяет нужную задачу, а затем разрабатывает различные возможные решения путем постоянных экспериментов. Он рассчитан на получение прототипов с минимальной функциональностью и последующую итеративную доработку решения – именно так работают многочисленные компании-стартапы Кремниевой долины.

На каждом этапе происходит испытание различных предположений и принятие решений на фоне обратной связи от рынка и клиентов. Для успеха необходимо ставить правильные задачи. Цифровые технологии облегчают испытание новых идей, а подход к инновациям значительно снижает затратность и риск продвижения этих идей на рынок. Кроме того, он приумножает объем знаний, который создается внутри организации.

Фактически в организации нужно создать постоянно действующую практику быстрого проведения множества экспериментов с извлечением из них нового знания.

Дизайн-мышление – обязательный компаньон экспериментальных инноваций

Для реализации практики экспериментальных инноваций Дэвид Роджерс в практическом пособии «Цифровая трансформация» рекомендует использовать конвергентный и дивергентный методы проведения экспериментов, определяя семь принципов экспериментального процесса.

Однако важны не только эксперименты и правильные методы их проведения. Основная задача экспериментального подхода к инновациям – не сам поиск решения или продукта, а обучение: получение знаний о потребителях, рынке и возможных вариантах действия, которые впоследствии приведут к правильному решению. Этот принцип созвучен принципиальному подходу дизайн-мышления – ориентированию на потребности клиента.

Когда компания применяет экспериментальный подход к инновациям, она не старается избегать неправильных решений, а как можно быстрее (и дешевле) испытывает множество различных идей, чтобы узнать, какие из них работают. Это еще один принцип, имеющийся в дизайн-мышлении: экспериментируй быстро и ошибайся дешево. Более того, многие методы конвергентных экспериментов используются и в дизайн-мышлении.

Созвучность принципиальных подходов экспериментальных инноваций и дизайн-мышления позволяет эффективно дополнять друг друга. Например, для определения гипотез для экспериментов можно провести глубинные интервью и их анализ с помощью карт эмпатии и Customer journey map из арсенала дизайн-мышления.

Типовые сервисы

Методы дизайн-мышления можно использовать как универсальный инструмент для широкого спектра задач цифровой трансформации. Некоторые из них мы считаем особенно важными:

Образ системы инноваций/системы управления организационными изменениями

Мы считаем, что успех цифровой трансформации во многом зависит от готовности организации к такого рода преобразованиям, от способности их выполнить. Система управления организационными преобразованиями в этом случае приобретает особую роль. Её создание – нешаблонная задача.

Определить образ системы помогает сессия дизайн-мышления, в ходе которой определяются основные потребители системы, их явные и неявные потребности при реализации цифровой трансформации, функции системы и принципы работы. Приятые решения и идеи прототипируются и тестируются. Сессия дизайн-мышления может быть проведена как для всей системы управления организационными преобразованиями, так и для её отдельных компонент – системы инноваций, системы управления проектами.

Проектный офис для цифровой трансформации

Этот сервис аналогичен предыдущему, но направлен на формирование видения именно задач управления проектами и изменениями. Основная задача – определить действенную для конкретной организации смесь традиционных и новых методов управления проектами, в том числе инновационными, принципы взаимодействия участников цифровой трансформации, подходы к оценке и применению получаемых результатов.

HR для цифровой трансформации

Никто не умаляет роль кадровой службы в реализации цифровой трансформации. Более того, трансформация самой службы стала стандартным решением. Появился даже специальный термин – Smart HR. Однако за «умностью» такой кадровой службы зачастую стоит просто бОльшая эффективность в решении в общем-то стандартных задач. В интересах цифровой трансформации предприятия необходимо нечто иное. В зависимости от поставленной задачи дизайн-мышление может определить образ будущего HR, выявить болевые точки и варианты их устранения, оптимизировать отдельные функции (к примеру, мотивацию персонала, обеспечение готовности сотрудников компании к преобразованию).

Одним из действенных инструментов дизайн-мышления в этих сервисах является Employee journey map (EJM) – визуальный инструмент анализа «жизни сотрудника» внутри организации. Результатами применения дизайн-мышления могут быть выработанные решения и оттестированные концепты, а также внедренные в постоянную практику инструменты.

Этой публикацией мы завершаем серию экспертных материалов, посвященных основным сферам стратегии цифровой трансформации, которые мы последовательно раскрыли в статьях о методах и этапах дизайн-мышления, ценностях, потребителях, конкуренции, цифровых прототипах, данных и инновациях, а также в инфографиках о фреймворке цифровой трансформации и Бюро дизайн-мышления "Витте Консалтинг".

Приятного и полезного чтения!

Поделитесь:

Еще про Дизайн-мышление

3
Детский Рунет: молодежные тренды

Степень проникновения интернета среди детей чрезвычайно высока и уже приближается к 100%! Сегодня Сеть – не просто забава, а существенная часть жизни, которая не должна оставаться бесконтрольной со стороны родителей. Дети в интернете – кто за них в ответе? Что они смотрят и слушают, какие сайты посещают, в каких соцсетях и на каких играх «зависают»?

Читать
6
«Цифровой алфавит» от Витте Консалтинг – в цифровой повестке и Едином реестре российского ПО

Платформа для реализации сервисов обработки и управления данными «Цифровой алфавит» с успехом прошла проверку экспертного совета при Министерстве цифрового развития, связи и коммуникаций России и 26 февраля 2019 года включена в Единый реестр российского программного обеспечения приказом Минкомсвязи РФ № 63 от 22.02.2019 с присвоением № 5143.

Читать