Совместный проект
Дизайн-мышление
Основные сферы стратегии цифровой трансформации. Данные

Чтобы данные стали ключевым стратегическим активом предприятия, нужно перестать хранить их «просто так» и обучить персонал использовать данные для получения целостного представления о клиенте, рынке и операционной деятельности. Как методы дизайн-мышления могут содействовать превращению данных в стратегический актив – в материале эксперта компании «Витте Консалтинг» Ильи Хаета.

До недавнего времени роль основного источника данных играли различные мероприятия, планируемые заранее, – от опросов клиентов до учета. Эти мероприятия были частью обычных бизнес-процессов компании – производства, продаж, маркетинга. Полученные данные использовались для оценки деятельности предприятия, составления прогнозов и принятия решений.

Сегодня поток данных значительно расширился. Большая их часть генерируется не в процессе запланированных мероприятий, а в результате множества случайных событий, включая разговоры и другие взаимодействия, происходящие внутри и снаружи предприятия. Широкое распространение социальных сетей и мобильных устройств создало гигантские объемы и потоки неструктурированных данных, а новые аналитические инструменты позволяют извлекать из них полезную информацию.

Средства для обработки больших данных открывают новые возможности для прогнозирования и позволяют находить в деятельности компаний ранее неизвестные закономерности и дополнительные источники добавочной стоимости. Если раньше анализом данных занимались специализированные отделы, то теперь он проводится повсеместно.

Для успешной деятельности в условиях цифровой эпохи компаниям необходимо изменить некоторые фундаментальные представления о важности и значении данных как новом виде активов.

Данные как актив

Раньше данные на предприятиях использовались в основном для управления процессами, оценки результатов, прогнозирования и стратегического планирования. Их производство было затратным, требуя специальных исследований и измерений. Дорого обходилось и оборудование для хранения данных, которые применялись в основном для оптимизации существующих процессов.

Ныне возможности применения данных значительно расширились. Производство данных упростилась: огромные объемы информации постоянно поступают из внешних источников. Теперь основная задача компании – использование и превращение данных, которые зачастую бесплатны и избыточны, в стратегический актив. Для этого необходимо извлекать из данных ценную информацию и пользоваться ею для создания добавочной стоимости.

Дизайн-мышление – обязательный инструмент для превращения данных в актив

Дэвид Роджерс в практическом пособии «Цифровая трансформация» рассматривает целый ряд концепций (шаблоны ценностных данных, принятие решений на основе данных, использование больших данных) и инструментов (генератор ценности данных), давая практические рекомендации – объединять данные различных подразделений, не забывая о данных с сенсоров. Однако в этих действительно мощных инструментах практически всегда отсутствует первый (или даже нулевой) шаг – определение целей поистине «волшебного» превращения данных в актив.

Дизайн-мышление позволяет, поняв логику поведения, мотивацию и потребности потребителя, определить точки приложения усилий, сформулировать цели и основные варианты решений. Это позволяет не стрелять по площадям, но адресно решать задачи по работе с данными – с теми данными и в интересах тех потребителей, которые определены в ходе применения дизайн-мышления как действительно важные.

Справедливости ради отметим, что адресные производственные и бизнес-задачи, такие как предсказание отказов оборудования или планирование производства с учетом сезонности спроса, решаемы и без дизайн-мышления. Но такие узкие задачи, входя в состав цифровой трансформации, собственно трансформацией не являются. Именно поэтому при решении стратегических задач по работе с данными методы дизайн-мышления жизненно необходимы.

Типовые сервисы

Помимо решения глобальных/стратегических задач по превращению данных в актив методы дизайн-мышления можно применить для ряда типовых сервисов, необходимых для цифровой трансформации предприятия или его отдельных функциональных направлений.

Цифровой двойник предприятия

Создание цифрового двойника предприятия – сложная задача. Поэтому важно определить границы создаваемого решения: полномасштабный цифровой двойник предприятия; цифровой двойник стратегии предприятия с увязкой с производственными показателями и основными процессами; только производственная система, обеспечивающие функции или иной его вариант.

Методы дизайн-мышления используются для быстрого понимания текущей производственной модели (продукции, сервисов, подразделений, ресурсов, процессов и их взаимосвязей), генерации вариантов использования цифрового двойника, вариантов его создания (содержание цифрового двойника, его структура, функции, варианты применения и развития), оперативного прототипирования и тестирования решений. Дополнительные сессии дизайн-мышления могут быть проведены для определения образа отдельных элементов цифрового двойника предприятия, определения требований к системе управления предприятием.

Доверенная среда

Создание доверенной среды для взаимодействия с партнерами и подрядчиками – нетривиальная задача по созданию хранилища данных и реализации ETL-инструментов для их получения и предоставления. Дизайн-мышление применяется для выявления явных и скрытых потребностей в данных, определения основных и дополнительных сервисов, оказываемых доверенной средой.

Создание доверенных сред выполняется, как правило, в условиях конфликта между владельцами различных наборов данных и их потребителями. В этих условиях методы дизайн мышления позволяют быстро находить консенсус во всем необходимым вопросам: структуре данных доверенной среды, реализуемым механизмам сбора и обработки данных, инструментам контроля и кросс-проверок, способам обеспечения неизменности и достоверности информации. Особую ценность в данном сервисе приобретают инструменты и методы быстрого прототипирования и тестирования, обеспечивающие возможность быстрой проверки спорных гипотез и равновесных вариантов реализации отдельных решений.

Встраивание предиктивных инструментов в производственную и бизнес-модель

Такого рода задачи уже достаточно традиционны. Многие предприятия создали подразделения data scientists, которые с успехом применяют широкий спектр решений – от простой статистики до машинного обучения и искусственного интеллекта. Именно на этапе погружения дата-сайентистов в предметную область методы дизайн-мышления помогают быстро проникнуться спецификой технологических и бизнес процессов, уточнить решаемую задачу, определить направления её решения.

Среди методов повышения эффективности – вычленение из всех (или существенной части) производственных и бизнес-процессов функций управления и их реализация в виде унифицированных, сквозных для всего предприятия, процессов. Это относится к функциям учета, планирования, контроля, реагирования на непредвиденные ситуации и изменения. При реализации внутреннего оборота услуг к перечню добавляются процессы управления услугами.

Методы дизайн-мышления используются для быстрого погружения в специфику работы различных подразделений, взвешенного и консолидированного принятия решений об унифицируемых функциях, составе и содержании сквозных процессов управления, той специфике отдельных подразделений, которая – несмотря на унификацию – должна быть учтена в единых процессах. В случае недостижения оперативного консенсуса по отдельным вопросам применяются методы быстрого прототипирования и тестирования из арсенала дизайн-мышления.

Помимо рассмотренных ценностей, потребителей, конкуренции и данных, дизайн-мышление может использоваться для создания системы/практики непрерывного экспериментирования и реализации инноваций – следующей сферы стратегии цифровой трансформации.

Поделитесь:

Еще про Дизайн-мышление

13
Фундамент Big Data: эволюция потребностей при работе с бизнес-информацией

На что обратить внимание при внедрении решений по управлению данными; откуда появилась концепция Big Data; за счёт чего достигается успешность инициатив и проектов по управлению данными, – в материале методолога компании «Витте Консалтинг» Александра Черкавского.

Вы хотите молоко без коровы.
Лорен Грэхем, ректор MIT

Читать
18
Монетизация информационных активов

Почему к информации необходимо относиться как к полноценному активу, инвестируя в её сбор или создание, управление и монетизацию так же, как в другие ключевые активы предприятия, рассказывает эксперт компании «Витте Консалтинг» Андрей Железняк.

Информационный век ставит новую задачу:
обеспечить превращение гигантских массивов данных в полезную информацию
Дэвид Л. Роджерс, «Цифровая трансформация»

Читать