Совместный проект
Дизайн-мышление
Основные сферы стратегии цифровой трансформации. Данные

Чтобы данные стали ключевым стратегическим активом предприятия, нужно перестать хранить их «просто так» и обучить персонал использовать данные для получения целостного представления о клиенте, рынке и операционной деятельности. Как методы дизайн-мышления могут содействовать превращению данных в стратегический актив – в материале эксперта компании «Витте Консалтинг» Ильи Хаета.

До недавнего времени роль основного источника данных играли различные мероприятия, планируемые заранее, – от опросов клиентов до учета. Эти мероприятия были частью обычных бизнес-процессов компании – производства, продаж, маркетинга. Полученные данные использовались для оценки деятельности предприятия, составления прогнозов и принятия решений.

Сегодня поток данных значительно расширился. Большая их часть генерируется не в процессе запланированных мероприятий, а в результате множества случайных событий, включая разговоры и другие взаимодействия, происходящие внутри и снаружи предприятия. Широкое распространение социальных сетей и мобильных устройств создало гигантские объемы и потоки неструктурированных данных, а новые аналитические инструменты позволяют извлекать из них полезную информацию.

Средства для обработки больших данных открывают новые возможности для прогнозирования и позволяют находить в деятельности компаний ранее неизвестные закономерности и дополнительные источники добавочной стоимости. Если раньше анализом данных занимались специализированные отделы, то теперь он проводится повсеместно.

Для успешной деятельности в условиях цифровой эпохи компаниям необходимо изменить некоторые фундаментальные представления о важности и значении данных как новом виде активов.

Данные как актив

Раньше данные на предприятиях использовались в основном для управления процессами, оценки результатов, прогнозирования и стратегического планирования. Их производство было затратным, требуя специальных исследований и измерений. Дорого обходилось и оборудование для хранения данных, которые применялись в основном для оптимизации существующих процессов.

Ныне возможности применения данных значительно расширились. Производство данных упростилась: огромные объемы информации постоянно поступают из внешних источников. Теперь основная задача компании – использование и превращение данных, которые зачастую бесплатны и избыточны, в стратегический актив. Для этого необходимо извлекать из данных ценную информацию и пользоваться ею для создания добавочной стоимости.

Дизайн-мышление – обязательный инструмент для превращения данных в актив

Дэвид Роджерс в практическом пособии «Цифровая трансформация» рассматривает целый ряд концепций (шаблоны ценностных данных, принятие решений на основе данных, использование больших данных) и инструментов (генератор ценности данных), давая практические рекомендации – объединять данные различных подразделений, не забывая о данных с сенсоров. Однако в этих действительно мощных инструментах практически всегда отсутствует первый (или даже нулевой) шаг – определение целей поистине «волшебного» превращения данных в актив.

Дизайн-мышление позволяет, поняв логику поведения, мотивацию и потребности потребителя, определить точки приложения усилий, сформулировать цели и основные варианты решений. Это позволяет не стрелять по площадям, но адресно решать задачи по работе с данными – с теми данными и в интересах тех потребителей, которые определены в ходе применения дизайн-мышления как действительно важные.

Справедливости ради отметим, что адресные производственные и бизнес-задачи, такие как предсказание отказов оборудования или планирование производства с учетом сезонности спроса, решаемы и без дизайн-мышления. Но такие узкие задачи, входя в состав цифровой трансформации, собственно трансформацией не являются. Именно поэтому при решении стратегических задач по работе с данными методы дизайн-мышления жизненно необходимы.

Типовые сервисы

Помимо решения глобальных/стратегических задач по превращению данных в актив методы дизайн-мышления можно применить для ряда типовых сервисов, необходимых для цифровой трансформации предприятия или его отдельных функциональных направлений.

Цифровой двойник предприятия

Создание цифрового двойника предприятия – сложная задача. Поэтому важно определить границы создаваемого решения: полномасштабный цифровой двойник предприятия; цифровой двойник стратегии предприятия с увязкой с производственными показателями и основными процессами; только производственная система, обеспечивающие функции или иной его вариант.

Методы дизайн-мышления используются для быстрого понимания текущей производственной модели (продукции, сервисов, подразделений, ресурсов, процессов и их взаимосвязей), генерации вариантов использования цифрового двойника, вариантов его создания (содержание цифрового двойника, его структура, функции, варианты применения и развития), оперативного прототипирования и тестирования решений. Дополнительные сессии дизайн-мышления могут быть проведены для определения образа отдельных элементов цифрового двойника предприятия, определения требований к системе управления предприятием.

Доверенная среда

Создание доверенной среды для взаимодействия с партнерами и подрядчиками – нетривиальная задача по созданию хранилища данных и реализации ETL-инструментов для их получения и предоставления. Дизайн-мышление применяется для выявления явных и скрытых потребностей в данных, определения основных и дополнительных сервисов, оказываемых доверенной средой.

Создание доверенных сред выполняется, как правило, в условиях конфликта между владельцами различных наборов данных и их потребителями. В этих условиях методы дизайн мышления позволяют быстро находить консенсус во всем необходимым вопросам: структуре данных доверенной среды, реализуемым механизмам сбора и обработки данных, инструментам контроля и кросс-проверок, способам обеспечения неизменности и достоверности информации. Особую ценность в данном сервисе приобретают инструменты и методы быстрого прототипирования и тестирования, обеспечивающие возможность быстрой проверки спорных гипотез и равновесных вариантов реализации отдельных решений.

Встраивание предиктивных инструментов в производственную и бизнес-модель

Такого рода задачи уже достаточно традиционны. Многие предприятия создали подразделения data scientists, которые с успехом применяют широкий спектр решений – от простой статистики до машинного обучения и искусственного интеллекта. Именно на этапе погружения дата-сайентистов в предметную область методы дизайн-мышления помогают быстро проникнуться спецификой технологических и бизнес процессов, уточнить решаемую задачу, определить направления её решения.

Среди методов повышения эффективности – вычленение из всех (или существенной части) производственных и бизнес-процессов функций управления и их реализация в виде унифицированных, сквозных для всего предприятия, процессов. Это относится к функциям учета, планирования, контроля, реагирования на непредвиденные ситуации и изменения. При реализации внутреннего оборота услуг к перечню добавляются процессы управления услугами.

Методы дизайн-мышления используются для быстрого погружения в специфику работы различных подразделений, взвешенного и консолидированного принятия решений об унифицируемых функциях, составе и содержании сквозных процессов управления, той специфике отдельных подразделений, которая – несмотря на унификацию – должна быть учтена в единых процессах. В случае недостижения оперативного консенсуса по отдельным вопросам применяются методы быстрого прототипирования и тестирования из арсенала дизайн-мышления.

Помимо рассмотренных ценностей, потребителей, конкуренции и данных, дизайн-мышление может использоваться для создания системы/практики непрерывного экспериментирования и реализации инноваций – следующей сферы стратегии цифровой трансформации.

Поделитесь:

Еще про Дизайн-мышление

7
Основные сферы стратегии цифровой трансформации. Ценности

Дэвид Роджерс в практическом пособии «Цифровая трансформация» в числе основных сфер стратегии выделяет «ценности». По мнению автора, цифровая революция заставляет нас пересмотреть взгляды на то, что именно представляет собой ценность для потребителей. Эксперт компании «Витте Консалтинг» Илья Хает развивает эту тему.

Читать
3
Детский Рунет: молодежные тренды

Степень проникновения интернета среди детей чрезвычайно высока и уже приближается к 100%! Сегодня Сеть – не просто забава, а существенная часть жизни, которая не должна оставаться бесконтрольной со стороны родителей. Дети в интернете – кто за них в ответе? Что они смотрят и слушают, какие сайты посещают, в каких соцсетях и на каких играх «зависают»?

Читать