Совместный проект
Дизайн-мышление
Монетизация информационных активов

Почему к информации необходимо относиться как к полноценному активу, инвестируя в её сбор или создание, управление и монетизацию так же, как в другие ключевые активы предприятия, рассказывает эксперт компании «Витте Консалтинг» Андрей Железняк.

Информационный век ставит новую задачу:
обеспечить превращение гигантских массивов данных в полезную информацию
Дэвид Л. Роджерс, «Цифровая трансформация»

Информация в любой отрасли обладает качествами, позволяющими получить ощутимую экономическую выгоду от её монетизации, измерения и управления ею. Идея о необходимости оценки ценности информации и управления ею как реальным активом напрямую отвечает потребностям бизнеса и власти.

В современной экономике информация активно используется в качестве платежного средства, всё чаще приносит прибыль и регулярно конвертируется в деньги посредством различных брокеров данных, чьё число постоянно растёт. При этом разнообразие способов монетизации информации для организации практически безгранично.

Всплеск технологий Big Data, произошедший в начале десятилетия, привел к тому, что многие компании уже в течение продолжительного времени накапливают огромные массивы информации. По данным исследования The Economist, сегодня большинство организаций, независимо от сектора экономики, уровня доходов или географии, воспринимают эту информацию как стратегический ресурс, а порядка 60% уже получают связанный с ней доход.

Исследования Bloomberg, ITC, Gartner и других аналитических агентств также показывают, что такое восприятие информации стимулирует компании по всему миру значительно увеличивать инвестиции в большие данные и связанные с ними продукты и услуги. По различным оценкам, рынок, связанный с управлением, поставкой и обменом информацией, растет в среднем на 23% в год и к концу 2019 года ожидаемо достигнет 50 млрд долларов США.

Подавляющее большинство использует данные для повышения прибыльности существующих продуктов и услуг. Многие задумываются и над созданием специализированных бизнес-подразделений, задачей которых должна стать разработка новых продуктов и услуг, связанных с информацией. Данные всё чаще рассматриваются как сырье, позволяющее вывести показатели эффективности бизнеса, качества принятия управленческих решений и удовлетворённости клиентов на совершенно новый уровень.

Более того, в ближайшем будущем ожидается появление устойчивых отраслевых рынков для данных и контента, технологий по автоматизации продажи информации и повышения её экономической ликвидности, приближающейся к денежной или даже превышающей её.

Распространено заблуждение, что информация не важна сама по себе (например, если она просто хранится в базе) и обретает ценность лишь тогда, когда используется. Это не так. Подобно имуществу, хранящемуся на складе, любые информационные активы обладают различимой ценностью и потенциально могут принести экономическую выгоду.

Бизнес-лидеры, ИТ-руководители, инвесторы и финансовые аналитики всё чаще говорят об информации как активе, но до тех пор, пока высшее руководство не выйдет за рамки простого разговора об информации как ключевом корпоративном активе, она будет оставаться бизнес-ресурсом второго сорта. Необходимо относиться к ней как к полноценному активу, инвестируя в сбор или создание, управление и монетизацию так же, как в другие ключевые активы предприятия.

По сравнению с другими видами активов, информация имеет ряд уникальных характеристик, которые делают её ресурсом, пригодным для монетизации: подлежит повторному использованию, применима в самых разных контекстах, не считается капитальным активом, не облагается налогом при обмене, легко тиражируется, может быть передана мгновенно и легко, имеет экспоненциальные преимущества.

Экономическая ценность информации заключается в том, что организации могут её монетизировать различными методами – как прямыми, так и косвенными.

Прямые методы: прямой обмен на товары, услуги и деньги; продажа связанных с информацией продуктов и услуг; продажа через брокеров данных и третьих лиц; продажа подписок на получение доступа к информации или сводным отчетам; продажа аналитических продуктов с использованием информации как части решения.

Косвенные методы: повышение эффективности и доходности бизнеса; снижение расходов и рисков; создание и продвижение новых продуктов и рынков сбыта; формирование и укрепление партнерских отношений.

Однако для достижения успеха к монетизации информации необходимо подходить комплексно. Gartner выделяет несколько направлений, которые требуют серьезной проработки:

  • создание организационной функции управления информационным продуктом;
  • разработка и внедрение процесса инвентаризации информационных активов;
  • разработка правильной стратегии монетизации, включая продвижение информационного продукта;
  • выявление и принятие ценных идей по монетизации от других организаций, особенно в других областях бизнеса;
  • проверка идей монетизации на выполнимость;
  • подготовка и «упаковка» информации для монетизации;
  • создание и развитие рынка информационных активов.

При этом важно привлечь квалифицированных консультантов, обладающих достаточным опытом и способных задать правильный вектор в процессе выполнения всего спектра задач, тем более что в управлении информацией как активом одна из самых серьезных проблем – это отсутствие специализированных согласованных стандартов и подходов.

К сожалению, многие из инициатив по монетизации информации так и остались нереализованными или не привели к ожидаемому результату из-за отсутствия у руководителей и исполнителей понимания возможностей того, как информация может обрести экономическую ценность, то есть монетизироваться, какие шаги для этого необходимо предпринять, каких подводных камней при этом избежать.

Большинство методов и примеров монетизации информации основано на способности организаций выявлять из информационных ресурсов знания или отдельные элементы знаний. Но по мере того как объем, разнообразие и скорость информации продолжают выходить на новые уровни, человеческий мозг и глаза становятся недостаточными инструментами для получения из неё экономической ценности.

Хотя человеческая креативность ещё может быть полезна для монетизации информации, необходимо уже на начальных этапах выбрать максимально эффективную и гибкую программную платформу, вокруг которой и будут в дальнейшем централизованно выстраиваться процессы, связанные с управлением информационными активами и их монетизацией.

Команда опытных консультантов «Витте Консалтинг», работающая на рынке консалтинга и управления информацией с 2014 года, может предложить программную платформу собственной разработки – «Цифровой алфавит». С использованием «Цифрового алфавита» можно выстроить и эффективно эксплуатировать различные процессы управления информационными активами, в том числе их инвентаризацию, управление и монетизацию. Платформу отличает как высокий вычислительный и коммуникационный потенциал, так и широкие возможности по подключению специализированных компонентов для подготовки и доставки данных. С помощью «Цифрового алфавита» можно не только выстроить работоспособные цепочки и сети поставок информационных продуктов, но и сформировать в дальнейшем полноценную информационную экосистему.

Поделитесь:

Еще про Дизайн-мышление

7
Основные сферы стратегии цифровой трансформации. Ценности

Дэвид Роджерс в практическом пособии «Цифровая трансформация» в числе основных сфер стратегии выделяет «ценности». По мнению автора, цифровая революция заставляет нас пересмотреть взгляды на то, что именно представляет собой ценность для потребителей. Эксперт компании «Витте Консалтинг» Илья Хает развивает эту тему.

Читать
15
Основные сферы стратегии цифровой трансформации. Данные

Чтобы данные стали ключевым стратегическим активом предприятия, нужно перестать хранить их «просто так» и обучить персонал использовать данные для получения целостного представления о клиенте, рынке и операционной деятельности. Как методы дизайн-мышления могут содействовать превращению данных в стратегический актив – в материале эксперта компании «Витте Консалтинг» Ильи Хаета.

Читать