Совместный проект
Дизайн-мышление
Методы дизайн-мышления для решения задач цифровой трансформации

Успехи цифровой экономики, организаций и предприятий во многом зависят от их восприятия потребителями. Именно принятие новых товаров и сервисов будет придавать всё новое ускорение цифровым инициативам.

При этом ценность продуктов и услуг уже сейчас определяется изменяющимися запросами пользователей. И наиболее успешными станут те предприятия, которые смогут массово выпускать персонифицируемую продукцию. Более того, для лидерства или хотя бы поддержания успешности на рынке необходимо уметь постоянно открывать последующие новые потребности и возможности для их удовлетворения.

Как следствие, ключевой способностью предприятия должна стать возможность продумывать и придумывать персонифицированные продукты и новые услуги, ориентированные на потребителя.

Дизайн-мышление служит именно тем универсальным подходом, который позволяет, погрузившись в проблематику и задачи конкретного предприятия и его клиентов, определять болевые точки и варианты их устранения; интенсивно, быстро и результативно проектировать инновационные решения.

По сути, цифровая трансформация – это инновации, ускоряемые цифровыми технологиями. Вот почему мы считаем дизайн-мышление ключевым методом для цифровой трансформации.

Для широкого применения дизайн-мышления в интересах цифровизации и цифровых трансформаций мы:

  • сформулировали четкое видение, как оно может и должно быть встроено во все сферы бизнес-стратегии при цифровой трансформации;
  • определили конкретные задачи, которые следует решать с применением этого универсального подхода;
  • насытили дизайн-мышление дополнительными методами из практического опыта «Витте Консалтинг».

О том, что такое методы дизайн-мышления, как они помогают в цифровой трансформации, поговорим с экспертом Ильей Хаетом, директором по развитию бизнеса компании «Витте Консалтинг».

Дизайн-мышление в цифровой повестке

Чем обусловлен интерес к теме дизайн-мышления для цифровой трансформации?

Компания McKinsey в исследовании “The case for digital reinvention” отмечает, что цифровизация продуктов и услуг является вторым по популярности фокусом в цифровых стратегиях предприятий, составляя 21% ответов.

Её успешность зависит от восприятия новых продуктов потребителями, ведь они будут голосовать рублем за предпринятые изменения. Это означает, что создание новых продуктов, как и модернизация и цифровизация существующих, должны выполняться с учетом глубокого понимания нужд и скрытых потребностей потребителя, их поведенческих сценариев. Именно дизайн-мышление позволяет делать это быстро и эффективно.

Цифровые трансформации уже сегодня затрагивают не только отрасли-чемпионы – медиа, розницу, финансовый сектор, телекоммуникации, но и производство. Идеи Индустрии 4.0, развитие цифровых и умных фабрик, необходимых для этого технологий производства и управления создают возможность массово производить персонифицируемые продукты.

Однако эти продукты тоже нужно сначала придумать, увязать с сервисами, экосистемой сбыта и обслуживания. И здесь методы дизайн-мышления незаменимы.

Важно отметить, что цифровая трансформация – это не только новые продукты и услуги. Нужно по-новому взглянуть на вопросы конкуренции, операционной и бизнес-модели. Конечно, можно воспользоваться цифровыми технологиями общего назначения, но они решат лишь отдельные задачи и проблемы.

Можно воспроизвести стратегию компании, уже успешной в трансформации, но это не сделает вас номером 1 или 2. Иными словами, решение сложных бизнес-задач с помощью цифры, да и цифровую трансформацию предприятия в целом, нужно продумать и придумать индивидуально.

Для нас дизайн-мышление является тем инструментом, который позволяет определить и реализовать индивидуальную для конкретного предприятия цифровую трансформацию или отдельные цифровые инициативы в её составе.

Однако многие всё еще считают цифру не более чем модой, очередным витком развития ИТ.

Это так только отчасти. Технологии, которые сегодня называют цифровыми, появились давно. Теория и практика моделирования сложных объектов – тоже не изобретение последних дней. Но совместное развитие этих направлений привело к тому, что мы научились создавать достаточно точные модели, при этом и достаточно сложные.

А современные вычислительные возможности позволяют не просто применять сложные цифровые модели, но делать это в режиме онлайн. Таким образом, цифра вторгается в нашу повседневную жизнь, моделируя её, просчитывая и радикально её меняя.

Почему же дискуссия о необходимости цифры остается открытой?

Я уверен, что основные причины – непонимание цифры. Первая: слово «цифра» используется в трех существенно отличающихся терминах. Оцифровка – перевод информации в цифровой вид, использование информации в цифровом виде.

Цифровизация – применение цифровых технологий для адресного решения технологических и/или бизнес-задач, насыщение производственных и бизнес-процессов цифровыми инструментами.

Цифровая трансформация –применение новых бизнес-моделей, экономических форм, объединяющих цифровой и физический миры, приводящее к достижению принципиально новых результатов.

Вторая причина разночтений состоит в том, что смысл и содержание цифры принципиально различны в зависимости от области применения. Мы выделили четыре: государство, общество, личность и бизнес. При этом важно не только понимать эту разницу, но и, сконцентрировавшись на одной (для нас это бизнес), понимать, как учитывать и использовать влияние остальных.Цифровая терминология

Велика разница между цифровизацией и цифровой трансформацией?

Эти просто разные термины и смыслы. Состав технологий, которыми можно насыщать производство и бизнес в рамках цифровизации, достаточно широк.

Он включает большие данные, облака, интернет вещей, предиктивную аналитику, машинное обучение, 3D печать, роботов, беспилотный транспорт. Даже узконаправленное или пилотное применение этих технологий приводит к достижению результатов (при том что результат может быть и отрицательным).

Расходы на такое внедрение или пилот не запредельны, и их в любом случае можно считать адекватной платой за полученные предприятием новые знания. Многие компании идут именно этим путем, апробируя отдельные технологии на конкретных задачах. Минус данного подхода: апробация, выполняемая вне рамок глобального видения и архитектуры, порождает множество реализаций каждой технологии под каждую задачу, что в какой-то момент делает процесс цифровизации резко расходящимся и неуправляемым.

Все эти решения не соберутся в единую цифровую платформу предприятия сами собой. Иными словами, всё большее применение цифровых технологий для решения всё большего числа задач не приведет к принципиально новым качественным сдвигам.

Для этого требуется определиться с видением и содержанием цифровой трансформации и – далее – применять цифровые технологии унифицировано и согласовано в рамках единой стратегии.

Какие технологии и ключевые аспекты необходимо включить в формируемые организациями стратегии цифровой трансформации?

В этом вопросе мы полностью солидарны с Дэвидом Роджерсом – экспертом в области цифровых бизнес-стратегий, автором книги «Цифровая трансформация. Практическое пособие» (см. интервью с ним).

Он считает, что «главный аспект цифровой революции – не сами новые технологии, а изменения в способе мышления и бизнес-стратегии». Основными сферами стратегии являются ценности, клиенты, конкуренты, инновации и данные. В следующих материалах мы обсудим содержание этих сфер трансформации и применение дизайн-мышления в их реализации.

Поделитесь:

Еще про Дизайн-мышление

4
Дизайн-мышление: суть, принципы, этапы

Что такое дизайн-мышление, каковы его этапы и принципы, в чем ценность и особенность способа работы, основанного не на критическом анализе, а на творческом процессе, – продолжаем разговор с Ильей Хаетом, директором по развитию бизнеса компании «Витте Консалтинг», начатый публикацией Методы дизайн-мышления для решения задач цифровой трансформации.

Читать
16
О ценности создания цифровых прототипов для предприятия

Как интеллектуальная система поддержки принятия решений для выстраивания цифровых прототипов предприятий позволяет разрешить ключевой конфликт между сложностью производственных систем и скоростью адаптации к новым условиям, планам и целям – в совместном материале «Витте Консалтинг» и BFG Group.

Читать