Совместный проект
Интеллектуальная инфраструктура
Интеллектуальная транспортная инфраструктура столицы

На примере развития московской интеллектуальной транспортной системы рассмотрим, как современные технологии помогают сделать столицу «умнее», а горожан – мобильнее.

Город будущего – «умный», безопасный, удобный и комфортный для жизни – предполагает развитую инфраструктуру, обладающую аналогичными характеристиками. Современные транспортные системы «умнеют» за счет инновационных технологий и решений, принимаемых не на основе опыта и преемственности, а с опорой на большие данные, машинное обучение и качественную аналитику.

Такой подход делает горожан мобильнее, дороги – свободнее и безопаснее, передвижение по городу – удобнее, быстрее и доступнее. В итоге именно «цифровой ум» обеспечивает эффективность и безопасность современной транспортной инфраструктуры.

Перемены, произошедшие за последние десять лет с транспортной системой Москвы, привлекают внимание экспертов и всех, кого интересуют успешные преобразования городской среды и актуальные урбанистические практики. Если еще в 2013 году Москва была на первом месте в мире по загруженности дорог в рейтинге компании TomTom, то в 2017 году переместилась на 13 место.

В июне текущего года столица вошла в десятку мегаполисов с наиболее удобными и комфортными транспортными системами в мире. В рейтинге консалтингового агентства McKinsey Москва заняла шестое место, опередив по этому показателю Нью-Йорк, Сеул, Милан и Чикаго.

Эволюционные (а зачастую и революционные) преобразования транспортной инфраструктуры начались в 2011 году, когда было объявлено о создании интеллектуальной транспортной системы столицы, ключевым звеном которой выступает Ситуационный центр ЦОДД.

Открытый в 2013 году при Центре организации дорожного движения, на сегодняшний день он является самым современным в Европе. Центр собирает и анализирует в реальном времени информацию о ситуации на дорогах, ежедневно обрабатывая свыше 350 млн пакетов данных.

Система мониторинга включает показания с датчиков скорости движения, адаптивных светофоров и дорожных знаков, камер фиксации нарушений правил дорожного движения, управляемых камер видеонаблюдения и GPS/ГЛОНАСС-датчиков городского транспорта.

Транспортная аналитика получаемых данных позволяет оперативно вносить необходимые изменения в работу светофоров, общественного транспорта и дорожных знаков. Специальные табло сообщают водителям актуальную информацию о происшествиях, изменении схем движения, плотности трафика и вариантах объезда.

Участники движения не только пользуются результатами аналитики, но и сами становятся ценным источником данных. Так, мобильные операторы передают в ЦОДД обезличенную информацию о перемещении своих абонентов по городу.

Среди поставщиков данных – пользователи популярных картографических сервисов компании «Яндекс», с которой сотрудничают власти Москвы. Получаемая с гаджетов водителей не персонифицированная информация позволяет точнее прогнозировать ситуацию на дорогах и качественнее ею управлять.

Москва продолжает внедрять и другие элементы интеллектуальной транспортной инфраструктуры. Анализ информации с видеокамер, установленных на дорогах и магистралях города, предлагает дополнительные возможности для совершенствования процесса управления транспортными потоками.

С помощью современной видеоаналитики можно проектировать новые и вносить изменения в уже существующие схемы движения. Об одном из решений с использованием технологий компьютерного зрения и аналитики больших данных на примере проекта ГК «АйТеко» по видеомониторингу движения пешеходов и велосипедистов на столичных улицах мы недавно рассказывали в статье «Московские дороги становятся интеллектуальными».

Применение технологии машинного зрения в решениях компании «ВидеоМатрикс» для транспортной отрасли, используемых в том числе в проектах ГК «АйТеко», обеспечивает возможность сквозной автоматизации учета всего процесса транспортировки – прослеживаемости транспортных средств, загрузки путей сообщения и самих транспортных средств в сочетании с выручкой и расходом топлива; перемещения грузов или пассажиров и их паспортизации.

Продукты «ВидеоМатрикс» позволяют быстро распознавать происшествия с участием транспорта и людей, оперативно реагировать на ДТП и предупреждать возникновение проблемных участков на дорогах.

Система видеоаналитики может фиксировать нештатные ситуации в общественном транспорте, вести подсчет пассажиров, учитывая их социальные характеристики (например, пол и возраст).

«Умная» система способна проанализировать поведение пассажира и зарегистрировать факт пользования услугой – скажем, в передвижном ресторане или детской комнате. С помощью данных с камеры можно осуществлять контроль физического состояния водителя и отправлять предупреждающие сигналы, в том числе во внешнюю систему.

Видеомониторинг открывает большие возможности как для коммерческого использования, так и для построения безопасной городской транспортной инфраструктуры.

Развивая технологии глубокой автоматизации и ситуационной видеоаналитики с обычных камер как следующее поколение фото-видео фиксации, специалисты «ВидеоМатрикс разрабатывают системы и для беспилотных летательных аппаратов, которым эксперты предсказывают большое будущее в сфере доставки грузов.

Поддержала российская столица и тренд развития мировых мегаполисов, когда центр города отдается пешеходам, общественному и альтернативному транспорту. Одна из распространенных практик снижения привлекательности передвижения на личном автомобиле для разгрузки центральных магистралей – внедрение платной парковки.

За парковку в пределах Бульварного кольца стали взимать плату пять лет назад, и сегодня более трети столичных парковок – платные. Такое решение привело к ощутимой разгрузке центра Москвы. Большие данные и в этом случае помогают контролировать загруженность улиц: максимальные тарифы устанавливаются на самых сложных участках.

Один из обоснованных поводов для гордости — крупнейшая в Европе единая зона доступа к беспроводному интернету в транспорте. Сеть «Московский транспорт» MT FREE объединяет метро, Московское центральное кольцо, наземный общественный транспорт, поезда и терминалы аэроэкспресса.

С момента внедрения интеллектуальной транспортной системы в столице в два раза снизилось число ДТП, а средняя скорость движения возросла на 13%. Значимые преобразования в развитии городской транспортной инфраструктуры дали основания профессиональному жюри Международного союза общественного транспорта (UITP) отметить достижения и проекты Правительства Москвы престижной премией Global Public Transport Awards 2017.

Москва перемещается из аутсайдеров транспортных рейтингов в лидеры. Эволюция городской среды столицы продолжается: в проекте стратегии «Умный город-2030» заявлены амбициозные цели на следующее десятилетие, включая запуск беспилотного транспорта и создание для него необходимой инфраструктуры.

Но уже те результаты, которых удалось достичь в последние годы, и которыми мы активно пользуемся сегодня, позволяют разглядеть элементы «прекрасного далека» в настоящем столицы.

Поделитесь:

Еще про Интеллектуальную инфраструктуру

9
Как получить кредит по выражению лица: Для чего банки собирают биометрические данные клиентов

Благодаря развитию интеллектуальных технологий и «умных» цифровых услуг в недалеком будущем мы сможем получить банковский кредит по выражению лица или открыть вклад голосом.

Читать
4
«Умная» автоматизация в масштабах мегаполиса

Какие «урбанистические» технологии сегодня востребованы; какие элементы smart city внедряются, делая жизнь горожан удобнее, безопаснее и комфортнее; как создается новая философия совместного – на основе полноправного партнерства власти и населения – управления городами? Поговорим о роли ИТ в развитии городской среды, проектировании и эксплуатации городских объектов, включая транспорт, логистику, экологию и общественную безопасность.

Читать
Фокус
следующего месяца
Аналитика больших данных
Эксперт темы
Алексей Заславский
Директор департамента систем управления информационными сервисами «Витте Консалтинг» (ГК «АйТеко»)