Совместный проект
Cloud
Эволюция облака: от технологий – к экосистемам

Фёдор Гриценко

О перспективах и специфике российского рынка облачных технологий и об эволюции облаков от технологий к экосистемам рассказывает директор по комплексным проектам компании «Сервионика» (ГК «АйТеко») Федор Гриценко.

Каковы перспективы российского рынка облачных технологий с учетом перехода страны к цифровой экономике?

Проникновение облачных технологий – тренд сколь долгосрочный, столь и очень динамичный и в России, и в мире. Прогнозы аналитиков отличаются количественными оценками, но практически все единодушны в определении основных направлений роста рынка: cloud computing, сервисы, ЦОДы и трафик данных. Приоритетными потребителями облачных технологий и решений на их основе становятся финансовые учреждения, государственные органы и госкомпании.

Результаты 2017 года еще предстоит оценить, а по итогам 2016-го аналитическая компания Gartner отметила 56% рост объема продаж IaaS-решений. Стало больше проектов по переводу ИТ-инфраструктуры в облако, выросли потребности в вычислительных ресурсах и хранилищах данных для решений в сфере искусственного интеллекта, Интернета вещей и многомерной аналитики.

А есть ли особая специфика у этого рынка в России?

Да, его драйвером являются крупные компании и госсектор. За рубежом облака более популярны у среднего и малого бизнеса. Мы надеемся, что со временем в России можно будет тиражировать и адаптировать к особенностям СМБ-сегмента наработки проектов в крупных компаниях – это поможет расширить арену инноваций и увеличить добавленную стоимость, которую получает бизнес от их применения.

Как развивается в этих условиях бизнес, связанный с разработкой и предоставлением облачных сервисов в России?

За 5 лет наш портфель сервисов и услуг вырос в 2,5 раза: сегодня мы предоставляем более 160 сервисов в области ИТ-аутсорсинга и управления ИТ-инфраструктурой, создавая собственные облачные платформы и решения на их основе. Сотрудничаем с крупными заказчиками и госструктурами федерального уровня, опираясь на сервисную сеть из 170+ партнеров во всех регионах РФ.

Другой тип партнерства вырастает из совместной работы над решениями на базе облачных платформ. Как разработчик и провайдер мы понимаем, что их развитие обязательно должно включать в себя лучший опыт клиентов, наиболее удачные практики и решения наших партнеров. Сервисное предложение должно быть максимально гибким, чтобы клиент мог сформировать на нашей платформе инфраструктуру из любых программных и аппаратных решений.

Готовы ли к такому подходу заказчики?

Отмечу, что сегодня клиенты иначе относятся к своим данным: уже умеют их накапливать и сортировать, а теперь хотят научиться монетизировать. Выстраивая технологическую цепочку, мы помогаем эти данные деперсонализировать, защитить, использовать существующие продукты для того, чтобы уже сейчас создать добавленную стоимость.

Здесь можно выделить два направления: классическую BigData как аналитику и прогнозирование на базе накопленных данных и так называемую PhaseData – поток данных, создаваемый большим числом устройств или пользователей. Скажем, всего лишь одна система дорожного видеонаблюдения в Москве ежедневно создает огромный поток данных, и с ними необходимо работать в реальном времени, чтобы не допускать транспортного коллапса. Проект группы «АйТеко» в этой области недавно был признан одним из лучших в рамках программы Агентства инноваций Москвы «Открытые запросы».

Важно выстраивать взаимодействие и бизнес-процессы, которые позволяют выводить на рынок продукт с участием партнёров, причем в других ипостасях они могут быть даже конкурентами. Мы должны уметь не только договариваться, но и управлять этой цепочкой. Понимать, где эффективнее разрабатывать собственные решения, а где – кооперироваться с партнерами.

Без синергии опыта и определенного уровня доверия невозможно создавать и развивать на должном уровне современные технологические решения. Вот почему сильная экосистема так важна сегодня для провайдера. Конкретным проявлением ее преимуществ становится маркетплейс – ресурс, где представлены доступные и эффективные решения для задач клиента.

То есть будущее – за совместными инновациями?

Да, и мы от этого выиграем, в том числе за счет роста таких направлений, как предоставление вычислительных мощностей, дискового пространства, сервисов публичного и частного облаков. Необходимость решения таких задач развивает не только наши разработки и программно-аппаратные комплексы, которые тоже могут масштабироваться и становиться самостоятельными продуктами, – расширяется бизнес-фокус, усиливается консалтинговая составляющая бизнеса. Наша цель – быть для заказчика проводником в мире технологий: практиком и экспертом, у которого можно увидеть, какие на рынке есть продукты, опыт их применения и тиражирования.

А наша ответственность как разработчика – работать над развитием продуктов в кооперации с партнерами. Например, в нашу флагманскую облачную платформу «РУСТЭК» уже вложено более 40 тысяч человеко-часов. С 2016 года «РУСТЭК» включена в Реестр российского ПО, и сейчас мы получили подтверждение того, что продукт соответствует требованиям ФСТЭК.

Сегодня линейка «РУСТЭК» состоит из продуктов, обеспечивающих развертывание облачных решений для государственных заказчиков и поддерживающих работу в открытых контурах, в том числе и через Интернет. В основе развития наших разработок лежит понимание того, что потребности заказчика могут быть решены разными продуктами, но необходимы единые стандарты взаимодействия, системы управления, контроля и мониторинга.

Мы движемся по пути создания решений, которые позволяют использовать любые виртуальные ресурсы на любых площадках – будь то наша платформа, Amazon или Azure. И выступаем сервис-провайдером, гарантирующим заказчику доступ к его данным, бизнес-приложениям, тестовым средам или любым другим ресурсам в облаке.

Поделитесь:

Еще про Cloud

7
Аналитика «36,6» из облака – то, что доктор прописал

Объединенная группа «36,6» – крупнейшая на рынке розничных продаж фармацевтических товаров в России: сегодня в нее входят 1932 торговые точки под брендами «36,6», ГОРЗДРАВ, A.V.E, А5, «Норма», «Фармадар», «Старый лекарь». В рейтинге Vademecum ТОП-200 аптечных сетей по итогам 2016 года «36,6» заняла первое место с выручкой 47,9 млрд рублей.

Читать
6
«Тотальный диктант-2018»: готовимся к весеннему наплыву

14 апреля 2018 года любители словесности во всем мире вновь соберутся на «Тотальный диктант», чтобы проверить знания по русскому языку. В этом году впервые будет выбрана столица «ТД-2018», на звание которой по итогам голосования претендуют пять городов: Владивосток, Иркутск, Красноярск, Тюмень и Таллин. Победитель конкурса определится 27 января на конференции акции в Новосибирске.

Читать
Фокус
следующего месяца
Интеллектуальная инфраструктура