Совместный проект
Дизайн-мышление
Дизайн-мышление: суть, принципы, этапы

Что такое дизайн-мышление, каковы его этапы и принципы, в чем ценность и особенность способа работы, основанного не на критическом анализе, а на творческом процессе, – продолжаем разговор с Ильей Хаетом, директором по развитию бизнеса компании «Витте Консалтинг», начатый публикацией Методы дизайн-мышления для решения задач цифровой трансформации.

Нам близко определение design thinking, данное генеральным директором фирмы IDEO Тимом Брауном: «Дизайн-мышление – это подход к проектированию инновационных решений, ориентированных на человека. Он основан на инструментах, применяемых дизайнерами, и используется с целью интегрирования потребностей людей, технологических возможностей и требований к успеху в бизнесе».

Как подход и методология, дизайн-мышление активно развивается уже в течение полувека. Многие компании адаптировали его к специфике своего бизнеса. При этом лежащие в его основе основные принципы остаются неизменными:

  • креативность как отказ от шаблонного восприятия мира на всех этапах;
  • глубокое погружение в мир потребителя, приоритет его потребностей и задач; фокусирование на ценности, а не на возможностях по реализации продукта;
  • сценарный подход;
  • визуализация ситуации, инсайтов и идей;
  • быстрое итерационное прототипирование и эксперименты;
  • командная работа.

Технологически дизайн-мышление ведется поэтапно. По завершении каждого из пяти этапов, состоящих из дивергентной и конвергентной фаз, возможен переход к последующему или возврат к предыдущим.

Первый этап – эмпатия (сопереживание) – направлен на сбор исходных данных, погружение в задачу. Очень важно понять реальные действия людей, причины их поведения и мотивацию, видение мира, ценности и потребности, установить содержательную и эмоциональную связь между пользователями.

На этапе определения нужно проанализировать собранную информацию, явным образом определив инсайты (находки), и сфокусироваться на конкретной проблеме, составив «точку зрения». Результат этапа – понимание и четкая формулировка задачи, для которой необходимо найти решение.

На этапе генерации идей идет их создание с последующей оценкой и выбором идеи для дальнейшего прототипирования. При этом нужно настроиться на креативную волну сотворчества, выйдя за рамки привычных и очевидных решений, ведь самые неожиданные идеи порой приводят к наилучшему решению проблемы. Традиционный мозговой штурм можно совместить с различными классификациями и голосованиями.

На этапе прототипирования идеи находят практическое воплощение, причем предельно простое. Это не детальное описание процесса, а набор скетчей о ключевых операциях; не программный продукт, а эскизы от руки; не тяжеловесная презентация, а бумажный макет или рассказанная история (сторителлинг).

Каждый прототип проходит стадию тестирования. Тесты позволяют не только оценить прототип и идеи, лежащие в его основе, но и обеспечивает глубокое понимание пользователя, проверку формулировок решаемых задач, итерационное улучшение прототипа.

Ключевой принцип: чем быстрее пройдет отработка этапов прототипирования и тестирования с организацией обратной связи, тем выше возможность получить оценку множества вариантов решений без существенных затрат.

На каждом этапе используются различные методы работы, многие из которых в российских компаниях успешно применяются и без привязки к дизайн-мышлению: например, глубинные интервью, путь пользователя, мозговые штурмы. Однако именно организация множества методов в предложенную цепочку этапов совместно с ключевыми принципами дизайн-мышления дает принципиально новый результат.

Эмпатия определение генерация идей прототипирование тестирование

Это возможность продумывания и придумывания новых продуктов, услуг и инновационных решений, сфокусированных на реальных потребностях клиента.

В роли клиента могут выступать внешние заказчики предприятия, партнеры и конкуренты, внутренние заказчики (подразделения или руководители). Это означает, что объектом проработки становятся не только продукты и услуги, но также процессы и организационная структура.

В число проектируемых сервисов могут войти услуги как компании в целом, так и отдельных подразделений, что существенно повышает качество работы собственных сервисных организаций, позволяя наладить эффективный внутренний оборот услуг. К оптимизируемым процессам можно отнести и условно-внешние (обслуживание клиента, логистику), и внутренние, включая производственные.

Возникает резонный вопрос: почему столь перспективный творческий подход еще не получил повсеместного распространения? Для ответа вернемся к описанию второго этапа – определения и фокусировки. Ведь до начала работ вы действительно точно не знаете, какую задачу вам придется решать, и каким окажется итоговый результат.

Это вызывает диссонанс у тех, кто привык использовать типовые решения, кто заранее хочет знать наверняка, каким образом и с какой экономической эффективностью будет устранена проблема.

Дизайн-мышление – подход весьма вариативный. Количество доступных к применению методов – десятки. Изначально схожие ситуации в организациях в процессе дизайн-мышления приводят к абсолютно разным решениям. Длительность может колебаться от одного дня до года.

Помимо знаний отдельных методов и понимания подхода в целом, помимо навыков и специализированных инструментов очень важно правильно организовать работу: определить ролевой состав рабочей группы, провести отбор участников, предусмотреть разные варианты развития сценария.

Не последнее место в их числе занимает вопрос: как легитимировать результаты работы? Особенно в типичной для России ситуации, когда руководителям самим недосуг заниматься дизайн-мышлением, но при этом есть опасения, что результаты работы подчиненных окажутся для них неожиданными и слишком радикальными.

Тем важнее профессионализм организатора работ или поставщика сервисов дизайн-мышления, которому предстоит решить эти и множество других организационных и технических вопросов.

Команда «Витте Консалтинг» использует дизайн-мышление, опираясь на ранее полученный опыт, специализированные знания из сферы ИТ и цифровых трансформаций. Например, мы совмещаем глубинные интервью и погружение в субъективный мир пользователя с четкими данными из информационных систем. Иногда для этого приходится использовать специальные инструменты класса process mining.

Работа с большим числом клиентов в каждой отрасли позволяет, не навязывая конкретных идей и решений, задавать рабочей группе правильные вопросы, ускорять фиксацию объективной картины мира, стимулировать к поиску инсайтов и выработке индивидуальных решений.

А опыт применения различных международных методик и сводов знаний при поиске решений позволяет нам интегрировать креативность рабочей группы предприятия с креативностью множества других организаций. Всё это в совокупности делает дизайн-мышление действенным инструментом для решения широкого спектра задач.

Поделитесь:

Еще про Дизайн-мышление

14
Основные сферы стратегии цифровой трансформации. Конкуренция

В продолжение темы ключевых сфер стратегии цифровой трансформации – материал эксперта компании «Витте Консалтинг» Ильи Хаета о конкуренции.

Читать
15
Основные сферы стратегии цифровой трансформации. Данные

Чтобы данные стали ключевым стратегическим активом предприятия, нужно перестать хранить их «просто так» и обучить персонал использовать данные для получения целостного представления о клиенте, рынке и операционной деятельности. Как методы дизайн-мышления могут содействовать превращению данных в стратегический актив – в материале эксперта компании «Витте Консалтинг» Ильи Хаета.

Читать