Совместный проект
Дизайн-мышление
Детский Рунет: молодежные тренды

Степень проникновения интернета среди детей чрезвычайно высока и уже приближается к 100%! Сегодня Сеть – не просто забава, а существенная часть жизни, которая не должна оставаться бесконтрольной со стороны родителей. Дети в интернете – кто за них в ответе? Что они смотрят и слушают, какие сайты посещают, в каких соцсетях и на каких играх «зависают»?

Институт исследований интернета – при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, «Лаборатории Касперского», доменной зоны .Дети и Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) – на основе исследований компаний Brand Analytics, Mediascope и фонда «Общественное мнение» подготовил отраслевой доклад «Детский Рунет 2018» (скачать полную версию можно по ссылке), призванный сформировать базовый и регулярный набор метрик для оценки развития детского сегмента интернета в России.

Цифры и факты

Детский Рунет – сегмент российского интернета, объединяющий детский контент и его потребителей, а это 24,5 млн россиян, включая детей и их родителей. На платформах, в том числе социальных сетях и видеохостингах, число потребителей детского контента составляет 41 млн человек. Если же учитывать аудиторию из стран ближнего и дальнего зарубежья, то на площадках Рунета насчитывается 53 млн активных потребителей детского контента.

Дети всё раньше начинают пользоваться интернетом – уже в 4-5 лет, причем более трети делают это самостоятельно. У 44% детей в возрасте 5-7 лет есть собственный смартфон, у детей в возрасте 8-11 лет этот показатель на уровне 74%.

Чем старше ребенок, тем чаще он выходит в сеть и тем больше времени там проводит, активно используя интернет для обучения, общения в соцсетях и скачивания музыки.  Во многом эти тенденции связаны с развитием технологий и с появлением нового поколения родителей, которые сами с детства являются интернет-пользователями.

За последние 3 года число семей, помимо антивирусов, использующих какие-либо средства обеспечения безопасности в Сети и применяющих настройки безопасного (детского) поиска, выросло с 5 до 23%. Втрое популярнее у родителей стали услуги «детского интернета» от провайдера – с 4 до 12%. На положительной динамике сказались и широкая популяризация интернет-безопасности, и «продвинутость» молодых родителей.

Сергей Гребенников, директор РОЦИТ: «Как и всему основному: поведению в обществе этикету, взаимоуважению, – поведению в интернете нужно обучать и дома, и в школе. Важно, чтобы наряду с потреблением цифровых услуг росла цифровая грамотность молодого поколения. Без основных цифровых навыков и знаний интернет не будет безопасной и полезной средой для ребенка».

Детские интернет-ресурсы Рунета

Наиболее охватными ресурсами Рунета среди населения в возрасте 12-17 лет (в городах с населением от 100 тыс. жителей) являются ВКонтакте (3,737 млн), Google (3,5 млн), Яндекс (3,27 млн), YouTube (3,2 млн) и Instagram (2,64 млн человек).

На основе анализа более 2 млрд русскоязычных сообщений, опубликованных в социальных медиа в октябре 2018 г., аналитики Brand Analytics выявили самые цитируемые, а, значит, и наиболее популярные среди юных пользователей ресурсы.

В рейтинге самых цитируемых ресурсов доминируют социальные сети. Это основная среда присутствия и общения для молодежи в интернете. Бессменный лидер – ВКонтакте – основной ресурс, где дети делятся контентом и создают его сами. Эта сеть примерно вдвое опережает по цитируемости Facebook, Youtube и Instagram. ВКонтакте, а пятая часть авторов младше 18 лет.

Топ-30 самых цитируемых ресурсов

Примечательно, насколько заметно первая четверка оторвалась от преследователей. Самый «возрастной» источник в квартете лидеров – Facebook, где доля молодежных авторов составляет менее 0,5%. Несмотря на разговоры о взрывном росте Instagram, в молодежной среде он по-прежнему слегка проигрывает более востребованному геймерами YouTube.

Весьма показательно седьмое место Telegram. Не ощущается, что блокировка мессенджера всерьез повлияла на активность его использования. При этом Telegram далеко не самый молодежный сервис: доля авторов до 18 лет здесь чуть более 4%.

Топ-10 самых молодежных ресурсов

Для выявления наиболее молодежных ресурсов и сервисов авторы исследования проанализировали доли авторов до 18 лет среди всех пользователей, делившихся контентом самых цитируемых их возрастной группой ресурсов.

Главный тренд «молодежного» Рунета – мобильные платформы для обмена короткими видео: сингапурский сервис Like.video и китайский TikTok (более 70% и 40% аудитории младше 18 лет, соответственно).

Причины успеха китайского приложения, прорвавшегося на российский рынок (а в мире у него 500 млн пользователей), специалисты видят в том, что его сделали профи без четкой стратегии продвижения и спонсированного контента. TikTok – это отдельный мир без проблем, рекламы и новостей: только танцы, песни и пародии. Это отличная тема для подростков и тех, кто хочет вернуться в юношество и просто подурачиться.​

Вместе с тем, в исследовании Brand Analytics Like.video опережает TikTok как по объему цитирования (7696 против 5148 цитат), так и по доле молодежной аудитории, где Like.video впереди китайского конкурента почти вдвое: 74.8% авторов в возрасте до 18 лет против 42,8% у TikTok.

Важный тренд – доминирование в молодежной среде геймерских ресурсов. Три из Топ-10 молодежных ресурсов – источники, так или иначе связанные с игровой тематикой. Discord.gg – самый популярный текстовый и голосовой чат для геймеров – по абсолютной цитируемости опережает Telegram, а в молодежной десятке это вообще единственный мессенджер. Немалый интерес уделен и таким игровым ресурсам, как Warface.team и Steamcommunity.com.

Василий Чёрный, коммерческий директор Brand Analytics: «Несмотря на то, что контент ВКонтакте самый популярный у молодежи, Facebook она цитирует всего лишь в полтора раза меньше. Хотя активных пользователей в Fb меньше, чем в ВК, в 18 раз. Но главный тренд – это «азиатские мотивы» и в контенте, которым интересуется молодежь, и в платформах для общения, которые она выбирает себе «на будущее».

Достаточно вспомнить первую позицию по вовлеченности в российском твиттере фан-клуба южнокорейской группы BTS (жанр K-pop), а также взрывной рост среди российской молодежи таких социальных видеоплатформ, как Like.video и TikTok. Такой проект, как «Детский Рунет», дает нам возможность лучше понять интересы нашей молодежи и то, как мы все будем жить уже завтра».

Поделитесь:

Еще про Дизайн-мышление

9
Как быть успешным в турбулентном мире цифровой экономики?

Имя Ицхака Адизеса стало практически нарицательным среди бизнес-элит и политиков высшего ранга всего мира. 28 марта 2019 года гуру менеджмента приехал в гости в ИБДА РАНХиГС, где дал эксклюзивный мастер-класс «Эффективный менеджмент в современном турбулентном мире», спонсором проведения которого выступила компания «Витте Консалтинг».

Читать
17
Основные сферы стратегии цифровой трансформации. Инновации

Экспертным материалом директора по развитию бизнеса компании «Витте Консалтинг» Ильи Хаета об инновациях мы завершаем серию статей о ключевых сферах стратегии цифровой трансформации.

Читать